Арусианский менестрель
Пожалуй, я не ошиблась, выбрав работу Джеймса Холла как отправную точку для объяснения юнгианского подхода. По времени он ближе к нам, чем Карл Густав Юнг, и многие вещи объясняет более современным языком. Хотя главная причина - читая Холла, я отмечаю в его книге ходы мысли, похожие на те, которые были у меня по дальнейшему осмыслению работ самого Мастера.
В первой главе - "Основные понятия юнгианской психологии" - Холл даёт обзор ключевых концепций юнгианства. С этой главы мы и начнём. Цитаты из Холла выделены курсивом. То, на что я хочу обратить особое внимание - дополнительно выделяется жирным шрифтом.
Юнг использовал определенные понятия для описания различных составляющих психики, как сознательной, так и бессознательной. Они возникли эмпирическим путем в результате наблюдений за большим количеством клинического материала, включая и раннюю работу Юнга над тестом словесных ассоциаций.
Будучи практикующим психоаналитиком, Юнг работал с огромным количеством сновидений и фантазий самых разных пациентов. У него набралась богатая "библиотека сновидений", где важную часть занимали его собственные сны. На основе этих данных Юнг сделал выводы об общих закономерностях, которым подчиняется психика человека как такового.
Резонно рассматривать основные юнгианские понятия в нескольких категориях, хотя и следует помнить, что само подразделение на категории — вещь условная (по крайней мере в данном случае), существующая для удобства описания и обсуждения; непосредственно, в живой психике, различные уровни и многочисленные структуры действуют как организованное целое. Но так или иначе, существуют два базовых топографических начала: сознание и бессознательное.
Сознательное и бессознательное - ключевые понятия аналитической психологии. Своего рода единство противоположностей. Бессознательное - то, что лежит за пределами осознанного. Случалось ли вам поступать "неожиданным для себя" образом? Безусловно, случалось. В эти моменты "управление" брала на себя бессознательная сторона психики. С другой стороны, то, что осознано ("почему я поступаю так") - покидает сферу бессознательного. И тут начинает проявляться "единство противоположностей": вместо напряжённого противостояния начинается совместная работа - "я знаю, почему хочу так делать и почему так делаю". За счёт снятия напряжённости противостояния высвобождается внутренняя энергия, до этого циркулировавшая в замкнутом пространстве. Именно поэтому гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного так важно для раскрытия творческих возможностей личности.
Бессознательное, в свою очередь, делится на личное бессознательное и объективную психику. Вначале Юнг называл последнюю «коллективным бессознательным», и этот термин до сих пор широко используется в аналитической психологии. Понятие «объективной психики» было введено с целью избежать путаницы с многочисленными коллективными группами в человеческом сообществе. Юнг хотел подчеркнуть, что сами глубины человеческой психики являются так же объективно реальными, как и внешний, «реальный» мир коллективного сознательного опыта.
Первое предложение объясняет очень важную вещь. Есть нечто, приобретённое нами в личном опыте и отложившееся где-то там за пределами дневного сознания. А есть что-то, присущее нам всем, потому что все мы - люди. В этом плане коллективное бессознательное - объективно, оно не зависит от сознания данного конкретного Мити или данной конкретной Оли.
Таким образом, наличествуют четыре уровня психического:
1) личное сознание, или «повседневное» обыденное осознавание;
2) личное бессознательное, специфическое только для данной индивидуальной психики, но не осознаваемое ею;
3) объективная психика, или коллективное бессознательное, по всей видимости обладающее в сообществе людей универсальной структурой; и
4) внешний мир коллективного сознания, культурный мир общих ценностей и форм.
Пожалуй, четвёртое я назвала бы внешним фактором, безусловно, влияющим на психическое, но не то, чтобы составляющим часть самой психики.
Внутри этих базовых топографических разделов существуют общие и специализированные структуры. Общие структуры представлены двумя типами: архетипическими образами и комплексами. Специфических структур личных составляющих психики,— как сознательной, так и бессознательной,— четыре: эго, персона, тень и сизигия (парная группа) анимуса/анимы. В рамках объективной психики представлены архетипы и архетипические образы, число которых точно не может быть установлено, хотя присутствует один примечательный архетип— самость— который так же может рассматриваться, как центральный архетип порядка.
Темы отдельных архетипов будут подробнее раскрыты в серии последующих постингов. А пока скажу: в силу их общей, "коллективной" природы архетипы очень важны для понимания снов.
В первой главе - "Основные понятия юнгианской психологии" - Холл даёт обзор ключевых концепций юнгианства. С этой главы мы и начнём. Цитаты из Холла выделены курсивом. То, на что я хочу обратить особое внимание - дополнительно выделяется жирным шрифтом.
Юнг использовал определенные понятия для описания различных составляющих психики, как сознательной, так и бессознательной. Они возникли эмпирическим путем в результате наблюдений за большим количеством клинического материала, включая и раннюю работу Юнга над тестом словесных ассоциаций.
Будучи практикующим психоаналитиком, Юнг работал с огромным количеством сновидений и фантазий самых разных пациентов. У него набралась богатая "библиотека сновидений", где важную часть занимали его собственные сны. На основе этих данных Юнг сделал выводы об общих закономерностях, которым подчиняется психика человека как такового.
Резонно рассматривать основные юнгианские понятия в нескольких категориях, хотя и следует помнить, что само подразделение на категории — вещь условная (по крайней мере в данном случае), существующая для удобства описания и обсуждения; непосредственно, в живой психике, различные уровни и многочисленные структуры действуют как организованное целое. Но так или иначе, существуют два базовых топографических начала: сознание и бессознательное.
Сознательное и бессознательное - ключевые понятия аналитической психологии. Своего рода единство противоположностей. Бессознательное - то, что лежит за пределами осознанного. Случалось ли вам поступать "неожиданным для себя" образом? Безусловно, случалось. В эти моменты "управление" брала на себя бессознательная сторона психики. С другой стороны, то, что осознано ("почему я поступаю так") - покидает сферу бессознательного. И тут начинает проявляться "единство противоположностей": вместо напряжённого противостояния начинается совместная работа - "я знаю, почему хочу так делать и почему так делаю". За счёт снятия напряжённости противостояния высвобождается внутренняя энергия, до этого циркулировавшая в замкнутом пространстве. Именно поэтому гармоничное взаимодействие сознательного и бессознательного так важно для раскрытия творческих возможностей личности.
Бессознательное, в свою очередь, делится на личное бессознательное и объективную психику. Вначале Юнг называл последнюю «коллективным бессознательным», и этот термин до сих пор широко используется в аналитической психологии. Понятие «объективной психики» было введено с целью избежать путаницы с многочисленными коллективными группами в человеческом сообществе. Юнг хотел подчеркнуть, что сами глубины человеческой психики являются так же объективно реальными, как и внешний, «реальный» мир коллективного сознательного опыта.
Первое предложение объясняет очень важную вещь. Есть нечто, приобретённое нами в личном опыте и отложившееся где-то там за пределами дневного сознания. А есть что-то, присущее нам всем, потому что все мы - люди. В этом плане коллективное бессознательное - объективно, оно не зависит от сознания данного конкретного Мити или данной конкретной Оли.
Таким образом, наличествуют четыре уровня психического:
1) личное сознание, или «повседневное» обыденное осознавание;
2) личное бессознательное, специфическое только для данной индивидуальной психики, но не осознаваемое ею;
3) объективная психика, или коллективное бессознательное, по всей видимости обладающее в сообществе людей универсальной структурой; и
4) внешний мир коллективного сознания, культурный мир общих ценностей и форм.
Пожалуй, четвёртое я назвала бы внешним фактором, безусловно, влияющим на психическое, но не то, чтобы составляющим часть самой психики.
Внутри этих базовых топографических разделов существуют общие и специализированные структуры. Общие структуры представлены двумя типами: архетипическими образами и комплексами. Специфических структур личных составляющих психики,— как сознательной, так и бессознательной,— четыре: эго, персона, тень и сизигия (парная группа) анимуса/анимы. В рамках объективной психики представлены архетипы и архетипические образы, число которых точно не может быть установлено, хотя присутствует один примечательный архетип— самость— который так же может рассматриваться, как центральный архетип порядка.
Темы отдельных архетипов будут подробнее раскрыты в серии последующих постингов. А пока скажу: в силу их общей, "коллективной" природы архетипы очень важны для понимания снов.